МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ вопросу предупреждения случаев заходов диких животных в населенные пункты Республики Башкортостан
Обстановка численности и распространению лисицы и волка в Республике Башкортостан
Согласно схеме размещения, использования и oxpaны охотничьих угодий на территории Республики Башкортостан, утвержденной Указом Главы Республики Башкортостан от 3 апреля 2025 года № УГ—334, в Республике Башкортостан определены хозяйственно-целесообразная и максимальная численность охотничьих ресурсов, превышение которых может привести к деградации кормовой базы в охотничьих угодьях и, как следствие, к миграциям или гибели охотничьих ресурсов.
Так, максимально возможная численность установлена для лисицы — 13921 особь, енотовидной собаки — 7239 особей, корсака — 7265 особей, рыси — 9621 особь, волка — 700 особей, медведя бурого 5809 особей.
В настоящее время на территории 48 районов Республики Башкортостан сохраняется стабильно высокая численность лисицы и в более чем 10 районах волка, влияющая на частоту контактов между этими хищниками и человеком, а также на эпизоотическую обстановку по бешенству среди диких животных.
Оценочная численность лисицы с 2010 года по настоящее время колеблется в пределах 8090 (2017) — 13594 (2010) особей. Пик численности 13594 особи отмечен в 2010 году. В 2025 году учтено более 8,5 тысяч лисиц.
Оценочная численность волка с 2010 года по настоящее время колеблется в пределах 332 (2011) — 677 (2018) особей. Пик численности 995 особей отмечен в 1998 году. В 2025 году учтено около 700 волков.
Оценочная численность медведя бурого с 2010 года по настоящее время колеблется в пределах с 903 (2012) — 2640 (2019) особей. Пик численности 2640 особей медведя бурого отмечен в 2019 году. В 2025 году учтено чуть более 2600 медведей.
Таким образом, лишь численность волка вызывает озабоченность и необходимость принятия мер по сокращению его численности.
О контактах диких животных с домашними птицей и скотом
Появление лисиц и волков рядом с населенными пунктами обычное явление, поскольку вокруг населенных пунктов всегда есть «легкий» корм: на свалках, около мусорных контейнеров в населенных пунктах и садовых товариществах. Также кормом для этих хищников является домашняя птица, которая всегда вольно и бесконтрольно выгуливается жителями, как внутри населенных пунктов, так и на прилегающих к ним землях и водоемах.
Имеют место многочисленные факты выпаса домашнего скота бесконтрольно и круглыми сутками в окрестностях населенных пунктов, в том числе в лесах и сельхозугодьях, молодняк которого чаще всего становится легкой добычей для волка.
Имеют место случаи устройства выводковых нор лисицами на территориях населенных пунктов, садовых товариществ, в промышленных зонах. Для устройства нор ими выбираются пустыри, разрушенные и заброшенные здания и сооружения, заросшие овраги и т.д.
Заходы волков в населенные пункты — это исключения из поведения этого хищника, требующие повышенного внимания.
Нападением на домашних птицу и скот, в том числе на территории подворий, в ряде случаев не защищенных от хищников, населению сельских районов причиняется ощутимый материальный вред.
О заносе опасных для домашних животных и человека заболеваний
Одним из опасных для домашних животных и человека заболеваний является бешенство — острая инфекционная болезнь млекопитающих животных.
Источником возбудителя являются больные и находящиеся в инкубационном периоде болезни восприимчивые животные. Лисица и волк являются природным резервуаром возбудителя бешенства.
За последние пять лет в республике зарегистрировано 21 случай бешенства среди диких хищных животных, в том числе среди лисиц — 12, волков — 2.
За неполные 10 месяцев 2025 года зарегистрировано заболевание бешенством у одной рыси в Караидельском районе, одной енотовидной собаки и двух лисиц в Иглинском районе, одной лисицы в Абзелиловском районе.
Из общего количества зарегистрированных в Российской Федерации случаев укусов и ослюнений, нанесенных дикими животными, по данным Роспотребнадзора 21,5% случаев связаны с белкой, 14,6% — с лисицей, 6,3% — с ежом.
Примеры с белкой и ежом дают представление о том, что инициаторами контакта между человеком и диким животным был именно человек.
О влиянии охоты на диких животных
Регулярный охотничий прессинг позволяет сдерживать рост численности диких хищников и поддерживает у них определенный страх перед человеком.
Между тем, следует отметить снижение в Республике Башкортостан количества добываемых охотниками лисиц, волков и медведей. Так, за последние пять лет в республике добыто:
лисиц в количестве от 1205 (2020) до 3651 (2019) особей, в сезоне
2024-2025 rr. добыто 1060 лисиц;
волков в количестве от 272 (2022) до 441 (2020) особей, в сезоне
2024-2025 rr. добыто 87 волков;
медведей в количестве от 39 (2021) до 106 (2025) особей, в сезоне
2024-2025 гг. добыто 106 медведей.
Причинами снижения добычи лисиц и волков являются высокие затраты на организацию и проведение охот, а также отсутствие спроса на шкуры этих животных для изготовления одежды из меха, а также изделий из шкур (ковры, чучела и др.).
В Российской Федерации, в том числе и в Республике Башкортостан, не организована закупка у охотников шкур добываемых диких животных. Имеет место деятельность единичных скупщиков.
Сложившаяся ситуация характеризуется отсутствием в республике стимула современных охотников добывать лисицу, волка и медведя.
Теряется влияние охоты на состояние численности и распространение лисицы, волка и медведя в Республике Башкортостан.
О владельцах домашних птицы и скота
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Из этой обязанности вытекает необходимость за свой счет ремонтировать, сохранять имущество, контролировать его состояние, проводить техобслуживание и т.д.
Применительно к домашним птице и скоту, их владельцы обязаны за свой счет сберегать их, следить за их здоровьем, за условиями содержания и т.д., а также за созданием условий, предотвращающих контакт с дикими животными.
В соответствии с Ветеринарными правилами содержания птицы на личных подворьях граждан и птицеводческих предприятиях открытого типа, утвержденными приказом Минсельхоза России от 03.04.2006 № 103, территория подворий должна быть огорожена и благоvстроена.
Кроме того, в связи с напряженной ситуацией по высокопатогенному гриппу птиц (ВПГП) в целях предотвращения возникновения и распространения ВПГП на территории Республики Башкортостан на личных подворьях граждан необходимо обеспечить безвыгульное содержание птиц (решение заседания чрезвычайной межведомственной комиссии от 21.05.2024).
Физические лица обязаны обеспечивать защиту помещений, в которых содержатся птицы, от проникновения диких в том числе синантропных птиц и грызунов (Ветеринарные правила осуществления профилактических мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию очагов высокопатогенного гриппа птиц, утвержденные приказом Минсельхоза России от 24.03.2021 № 158).
О регулировании численности лисицы и волка
В соответствии с Порядком принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов, утвержденным приказом Минприроды России от 13.01.2011 № 1, основаниями для принятия решения о регулировании численности являются:
а) угроза возникновения или распространения болезней охотничьих
ресурсов;
б) угроза нанесения ущерба здоровью граждан охотничьими
ресурсами;
в) угроза нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания охотничьими ресурсами, в том числе причинение особи охотничьих ресурсов травмы, исключающей самостоятельное жизнеобеспечение указанной особи.
Решение о регулировании численности принимается на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов
Принятие решения о регулировании чиcлeннocти охотничьих ресурсов в целях предотвращения угрозы возникновения или распространения болезней охотничьих ресурсов принимается в течение 3 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган от органов государственной власти, уполномоченных в сфере ветеринарии, в форме электронного документа или на бумажном носителе информации о проведении профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий в соответствии с законодательством о ветеринарии.
Принятие решения о регулировании численности охотничьих ресурсов в связи угрозой нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания охотничьими ресурсами принимается в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений либо должностных лиц таких органов и учреждений, от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, в форме электронного документа или на бумажном носителе информации об угрозе нанесения ущерба здоровью граждан охотничьими ресурсами либо информации об угрозе нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания охотничьими ресурсами.
Такая информация проверяется государственными охотничьими инспекторами Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан или охотпользователями с выездом на место происшествия, опросом очевидцев и пострадавших.
Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства па территориях городского и сельского поселений, городского округа с внутригородским делением, внутригородского деления, внутригородской территории города федерального значения, в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации, Закона об охоте и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, не допускается, и соответственно такие земли не включаются в границы охотничьих угодий.
Соответственно, решение о регулировании численности лисицы, волка и других диких животных, обнаруженных на территориях городского и сельского поселений, городского округа с внутригородским делением, внутригородского деления Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан не может быть принято.
В 2025 году в целях регулирования численности охотничьих ресурсов добыто 243 лисицы, 15 волков, 6 медведей.
При возникновении особых случаев — появления в черте городских и сельских поселений диких, травмированных, больных и представляющих угрозу для жизни и здоровью граждан животных для их безотлагательного изъятия в соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» право применения огнестрельного оружия для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан, имеют сотрудники полиции.
Рекомендации, направленные на предотвращение заходов диких животных в населенные пункты и контактов диких животных с домашними птицей и скотом
Для предотвращения заходов диких живoтныx в населенные пункты и контактов диких животных с домашними птицей и скотом, а также для сокращения численности лисицы, волка и медведя в Республике Башкортостан, сохранения у диких хищных животных страха перед человеком рекомендуется:
1) материально и иными способами стимулировать охотников, добывающих лисицу, волка и медведя;
2) органам местного самоуправления принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, своевременному вывозу твердых
коммунальных отходов;
3) владельцам домашней птицы обеспечить ее безвыгульное содержание, защиту помещений, в которых содержатся птицы, от проникновения диких животных;
4) владельцам домашнего скота обеспечить его контролируемый выпас, условия содержание, не допускающие контакт с дикими животными, а также проникновение диких животных в помещения, где содержится домашний скот;
5) жителям сельских поселений и садовых товариществ создавать ограждения вокруг личных подворий, препятствующих проникновению диких животных и животных без владельцев.


